Изменения в законодательстве Республики Беларусь
С 1 марта 2021 года начали действовать новые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Что же имеется в новых кодексах.
Во-первых, теперь в КоАП административные правонарушения делятся на три вида: административный проступок, значительное административное правонарушение, грубое административное правонарушение.
Если лицо впервые совершит административный проступок, оно будет освобождено от ответственности и только предупреждено.
Если же лицо совершит значительное административное правонарушение, то оно может быть предупреждено и одновременно привлечено к административной ответственности.
При применении в отношении правонарушителя либо устного замечания, либо предупреждения, или же мер воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних) – это будет считаться, как применение профилактических мер воздействия, и данные меры будут применяться при освобождении лица от административной ответственности, т.е. будет считаться не привлеченным к административной ответственности.
Во-вторых, лица, совершившие административный проступок, с момента исполнения административного взыскания будут считаться не подвергавшимися к взысканию.
Лица, совершившие значительное административное правонарушение, не будут считаться подвергавшимися взысканию по истечении шести месяцев, лица, совершившее грубое административное правонарушение, - по истечении года.
В-третьих, введен новый вид административного взыскания – общественные работы, который предусмотрен за совершение грубых административных правонарушений. Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и выполняются не более четырех часов в день. Общественные работы могут налагаться судом при наличии согласия физического лица, совершившего административное правонарушение, на их применение.
Кроме этого в КоАП введена глава, которая предусматривает административную ответственность несовершеннолетних.
Указанная глава предусматривает, что если несовершеннолетнее лицо в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершит
административное правонарушение вне зависимости от его категории, может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.
При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться меры воспитательного воздействия: разъяснение законодательства; возложение обязанности принести извинения потерпевшему; загладить причиненный вред; ограничение досуга.
Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию – со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка; по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения; по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения.
Что же касается ПИКоАП, то в нем отражен порядок применения профилактических мер воздействия, наложения взысканий при фиксации правонарушений автоматическими системами и в ходе судебного разбирательства.
Кроме этого расширен перечень оснований для закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении, а также меры обеспечения административного процесса.
Старший помощник прокурора
Сморгонского района Елена Найдич