28.08.2023
«Первоклассник – как космонавт». В преддверии Дня знаний поговорили с экспертом
Первый год в школе – самый важный в жизни ученика.
Накануне Дня знаний заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы Гродненского областного института образования Наталья Запасник дала советы будущим первоклассникам, как лучше адаптироваться в школе, а их родителям – как не тревожиться.
Полет во взрослую жизнь
– С чем для «начинающего» школьника можно сравнить поход в первый класс?
– Первый год в школе – самый важный в жизни ученика, год его становления, изменения статуса, пребывания в новом коллективе с новыми требованиями. У ребенка меняется система мировоззрения, восприятия общества. Если детский сад предполагал игровые моменты на каждом этапе развития ребенка, то в учреждениях образования игра в чистом виде применяется нечасто. Игровая деятельность сменяется учебной. И не зря ученые сравнивают поход в первый класс с полетом в космос, а нагрузку с той, что испытывают космонавты. Родителям и педагогам нужно поддерживать первоклассников, помогать им. Ведь пребывание в классе предполагает достаточно серьезную концентрацию внимания. А это требует больших физических усилий, потому что нужно собраться, сесть за парту, получать и анализировать информацию. Это очень сложно. Эмоционально реагируют дети и на новых знакомых – учеников, педагога, при этом отдавая энергию. К концу дня ребенок уже пустой, как сосуд.
Поэтому режим дня крайне важен для первоклассника, а также рациональное питание, насыщенное витаминами, которое поможет восстановить энергию. Так как уровень нагрузки в этот период высокий, отдых должен быть обязательно. Отход ко сну должен осуществляться с восьми до девяти часов вечера. В 22.00 ребенок уже должен спать. Уважаемые родители, пожалейте психику детей. Ведь восстановиться детскому организму за шесть часов невозможно. Для этого требуется девять-десять часов, иначе ребенок будет в состоянии нервного истощения, тревожным, неуравновешенным.
– Есть мнение, что, когда ребенок идет в школу, кружков, которые он посещает, должно быть минимальное количество.
– Если ребенок год-два ходил на кружки, то их нужно оставить, потому что это привычный для ребенка режим. Менять ничего не нужно. Но на новые ходить не рекомендовано, потому что это увеличит отдачу энергии.
За друзьями и знаниями
– Какие советы Вы можете дать родителям?
– Я бы им рекомендовала завести такое правило: обсуждать с ребенком каждый день его пребывания в школе. А если первоклассник не рассказывает ничего про учебу, тогда можно спросить у педагога. Если ребенок не готов общаться и задерживает информацию в себе, значит, ему так комфортно. Настаивать не стоит. Отправляя сына или дочь в первый класс, расскажите, что это чудесное время, когда появится много друзей, будет много новых впечатлений. Попросите его рассказать, как он может представить себя ребятам и учителям, что о себе расскажет. Ребенку нужно сказать, чтобы он был приятным в общении, не отгораживался от других. Ведь в коллектив принимают открытых людей.
Для родителей поход в первый класс их чада – это не менее значимое и волнительное событие, чем для ребенка. Я даже не знаю, кто находится в большем стрессе, первоклассники или их родители. И их тревожность часто передается детям. Многие хотят видеть ребенка счастливым ежедневно. Но адаптация к школе проходит где-то на протяжении года. И стоит помнить, что будет по-разному, потому что каждый день новая информация, новые ощущения.
– Одни родители считают, что нужно контролировать выполнение ребенком домашних заданий, другие, что не стоит. Ваше мнение на этот счет?
– Результата достигает тот, кто находится под контролем. Если родители считают, что ребенок справится сам, значит, они не хотят тратить время на взаимодействие с ним. Это требует аккумуляции сил, внимания. Но помощь родителей ученикам нужна. Вы должны видеть, чем занимается ребенок, как он готовится. Ученик в первом-третьем классе не подготовится самостоятельно, не соберет рюкзак в школу. У него еще не сформированы в полном объеме психические процессы. Да, кто-то более самостоятельный, но есть и те, кто не организован совершенно.
– Очень важно для ученика, как он будет взаимодействовать с одноклассниками. Как ему найти среди них друзей?
– В первом классе ребенок попадает в первый серьезный коллектив, в котором будет находиться на протяжении многих лет. Поэтому очень важно зарекомендовать себя и найти друзей, которые подходят по духу, твоим качествам и интересам. Мне бы хотелось подчеркнуть, что главная роль принадлежит педагогу, насколько он будет заинтересован в том, чтобы сплотить коллектив. Как он разъяснит понятия дружбы, коллектива, так и сложатся отношениями среди ребят. Комфортное пребывание первоклассников зависит от того, насколько педагог сможет разобрать возникшие конфликтные ситуации, помирить ребят. Он видит абсолютно каждого ученика, знает, кто тревожный, кому нужно уделить больше внимания, кто шустрый, на помощь всегда приходят педагоги-психологи учреждения образования. Иногда дети настолько избирательны в общении, что могут не сформировать четкие дружеские отношения и до конца первого класса. По этому поводу не стоит тревожиться.
С улыбкой и профессионализмом
– Существует мнение, что лучше контакт будет у ребенка и учителя одного темперамента, которые находятся на одной волне. Что Вы по этому поводу скажете?
– Родители, стараясь снять свою тревожность, говорят о том, что подбирают учителя под ребенка. Не стоит этого делать. Поскольку задача педагога не в том, чтобы совпасть по темпераменту и личностным качествам с ребенком, а в том, чтобы создать комфортную обстановку для ученика, чтобы он развивался, формировался как личность, получал удовольствие от учебы. Известная ученая Бехтерева, которая занимается вопросами мозговой активности, говорит о том, что от учителя первого класса зависит становление личности. И это максимально заинтересованный в детях человек. Поэтому он воспримет и разовьет ребенка любого темперамента.
По моим наблюдениям, родители выбирают учителя не для ребенка, а для себя. Они останавливаются на том педагоге, с кем им легче будет общаться. Поверьте, ученик воспримет любого учителя, который появится перед ним 1 сентября. У ребенка меняется игровая деятельность на учебную, и авторитетом для него становится педагог. Родителям его всегда нужно слышать, так как он видит вашего ребенка в другом ракурсе – как ученика. Знаю, что родители обсуждают педагогов в своих чатах, потом это переносится на кухню, слышит ребенок. Но не стоит критиковать учителя, иначе у ученика сформируется диссонанс. И если учитель сказала завтра прийти в белой рубашечке, а мама говорит надеть то, что есть, она ломает ребенка. Ведь для него очень важны слова первого учителя. Многие родители постоянно думают о том, дали ли педагоги знания, приветливы ли они, анализируют другие моменты, просят доказать, что они правы. Но учитель ничего не должен доказывать. Помните, что между вами и наставником стоит ребенок. Мне кажется, тревоги родителей уйдут благодаря улыбке педагога и его профессионализму.
– Сейчас все хотят видеть своего ребенка успешным уже в первом классе, с сумасшедшим потенциалом и эдаким Эйнштейном при выпуске из учреждения образования…
– А жизнь проходит мимо, детство пролетает. Мы думаем о результатах учебы: что ребенок должен уметь играть на музыкальном инструменте, быть лидером в спортивных соревнованиях и в классе, приятным с родителями и педагогом, окончить школу с золотой медалью, поступить в лучший вуз страны… Да, бывает, что все это совпадает. Но мы забываем о ребенке. И если спросить у него, когда он счастлив, это будут не те моменты, которые назовет родитель. Мы крайне редко спрашиваем у детей, когда они счастливы. Чаще: «Что ты сделал и как?». Не оказывайте давление на первоклашек, ведь им так сложно. Побудьте рядом с ребенком в этом году. Он пролетит так быстро.
ГП