28.01.2020
24 января Сморгонский кинологический центр отмечает 25-летие
Кинологический центр на базе Сморгонской пограничной группы – основной поставщик служебных собак на белорусскую границу. Как отметил подполковник Андрей Быков, сморгонские пограничники разводят лабрадоров, немецких и бельгийских овчарок.
На территории центра – сто вольеров. Примерно столько четвероногих бойцов
в год уходит служить отсюда на границу:
на «зеленку» или в отделения пограничного контроля в пунктах пропуска.
От полевой палатки – до современного центра
Трудно поверить, что в начале 1995 года школу по подготовке служебных собак организовали с нуля. Построили десять деревянных вольеров. Развернули полевую кухню для кормления четвероногих. Строительство велось хозяйственным способом. Ветеринарный пункт размещался в полевой палатке. Первым начальником школы был назначен Леонид Дубко. С осени 1996 года школой начал руководить Леонид Шанец. Летом 2001 года его сменил Владимир Жалдыбин. Через восемь лет – Геннадий Гуцу. На протяжении последних пяти лет центром руководит Андрей Быков, который практически стоял у истоков создания.
В 2002 школа приобрела статус кинологического центра органов пограничной службы. Вскоре стала известна не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Гостями кинологического центра в свое время были послы разных стран, министры, представители самых высоких рангов из силовых ведомств Беларуси, пограничники России, Украины, Молдовы, Казахстана, из прибалтийских республик, Германии, Азербайджана, Армении, Словакии, Польши, Финляндии, Австрии, делегации из Франции, Китая, Сирии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов…
«За годы становления и развития центр подготовил более трех с половиной тысяч специалистов-кинологов, в подразделения органов пограничной службы направлено более двух с половиной тысяч служебных собак», - такую статистику приводит начальник кинологического центра Андрей Быков.
Кузница кинологических кадров
В центре кинологическое дело постигают не только военнослужащие срочной службы. Для контрактников итог пятимесячной учебы – прочные знания и получение воинского звания «прапорщик». Чтобы сдать в конце учебы экзамен на «профпригодность», кинологу и его четвероногому курсанту надо хорошенько попотеть (в прямом и переносном смысле этого слова). Получив документы, новоиспеченные специалисты со своими собаками разъезжаются в разные уголки Беларуси – их ждет служба на границе. Центр стал «кузницей» кинологических кадров и для пограничников из Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, а также для государственного таможенного комитета. Для министерства МЧС здесь проводили учебу по программе «Поиск людей в завалах».
Собачья «академия»
В родильном боксе кинологического центра «мамы» со своими «детьми» находятся около двух месяцев. После этого малышей переводят в отделение по доращиванию. А «мама» снова идет служить. Скоро и щенята начнут постигать азы ремесла. Уже в четыре
месяца щенки выполняют простейшие команды. По сути, к обучению четвероногий «курсант» уже готов.
Рабочий день инструктора начинается с ухода за своими собаками (у каждого в среднем 2-3). Их надо выгулять, покормить, убрать вольер. А потом – плановые занятия по определенным видам службы: работа по следу, задержание нарушителей границы, поиск контрабанды, наркотических или взрывчатых веществ. Условия обучения приближены к реальным.
Неправда, что собак делают токсикоманами, алкоголиками или наркоманами. Всё просто, а главное - законно. Кусок материи промачивают, например, этиловым спиртом (или сворачивают в марлю сухой табачный лист) и закручивают в апорт – пластмассовую колбу с отверстиями. Дальше – обычная игра по принципу «спрятал-нашёл». Несколько недель тренировки – и собака без особых усилий найдет необходимый запах среди тысячи подобных. Если тренируют собак искать оружие, то в ход идет оружейное масло. Взрывчатыми веществами служат имитаторы тротила, гексагена и пластида.
С наркотиками сложнее, так как заменителей не используют. Поэтому в лаборатории центра в отдельных стеклянных колбах хранятся носители запахов маковой соломки, гашиша, марихуаны и т. д.
Педагоги для четвероногих «курсантов»
«У каждой собаки свой характер, темперамент, к каждой надо найти подход, подобрать индивидуальный метод тренировки. Хороший кинолог – тот, кто не стоит на месте и в прямом, и в переносном смысле. Во-первых, он должен иметь хорошее физическое здоровье, ведь с собакой приходится много ходить и бегать. Во-вторых, он должен постоянно саморазвиваться, изучать специальную литературу. А без любви к животным – совсем никуда», - уточняет старший офицер курса кинологического центра Дмитрий Пашкевич, у которого за плечами педагогическое училище и ветеринарная академия. С собаками работает почти двадцать лет. Пришел на срочную службу – и остался.
«Мы – люди, которые получают зарплату за хобби, - улыбается майор Виталий Линга, кинолог с 16-летним стажем. – Невозможно быть кинологом и не любить свое дело. Собаки – не просто напарники, практически члены семьи».
Кто-кто, а Виталий знает секрет дрессировки животных. Вместе со своими четвероногими воспитанниками он постоянно участвует в соревнованиях по кинологии (в том числе и за пределами Беларуси). И всегда в победителях или призерах.
Добрые Айболиты
Ветпункт оснащен медтехникой. Приемная, УЗИ-диагностика и рентген-кабинет, аптека, операционная. Стационарное отделение – вольеры с отоплением, вентиляцией, с горячим и холодным водоснабжением. Каждому пациенту – отдельный вольер. По такому же принципу построено инфекционное отделение.
Начальник ветпункта Анатолий Спиридович уточняет: «Экспресс-анализ и биохимия крови, рентгенография и УЗИ-диагностика – все это мы давно укоренили в практику. Делаем сложные операции, в том числе хирургические, акушерско-гинекологические и косметические. Оказываем услуги и населению: консультируем, проводим ветосмотры, лечим собак и кошек».
Травм у четвероногих пациентов хватает: грыжи, переломы, растяжения – каждодневные напряженные тренировки не всегда проходят гладко. Нередко приходится зашивать раны, делать операции «кесарево сечение». На момент нашего посещения ветпункта собаке только что сделали операцию по удалению опухоли в области головы.
Военный стаж служебной собаки короткий: восемь лет – и на заслуженный отдых. «Пенсионеров», как правило, забирают сами инструкторы или местные жители. Собаки для новых хозяев становятся верными друзьями и охранниками.
Галина АНТОНОВА.
Фото автора.