Обеспечить информационную безопасность населения
Вопросы цифровой трансформации преступности сегодня являются одними из наиболее злободневных. В Республике Беларусь продолжает сохраняться негативная тенденция совершения преступлений по линии информационной безопасности.
Если в 2015 году в стране было зафиксировано 2,5 тыс. таких преступлений, то 2020 году – в 10 раз больше!
Такая негативная тенденция, к сожалению, свойственна и для нашего района.
Динамика преступлений по данной линии на территории Сморгонского района за последние годы выглядит следующим образом: 2016 год – 5 преступлений; 2017 г. – 14 преступлений; 2018 г. – 33 преступления; 2019 г. – 46 преступлений; 2020 г. – 113 преступлений; 2021 г. – 81 преступление; 2022 г. – 70 преступлений; на 15.03.2023 уже совершено 10 преступлений в рассматриваемой сфере.
Несмотря на некоторую стабилизацию криминогенной обстановки по сравнению с 2020 г. такие преступления не теряют своей актуальности и сегодня.
Безусловно, их совершение связано со стремительным развитием цифровых технологий, электронных услуг, становлением информационного общества. Вместе с тем, зачастую, это обусловлено и отсутствием у людей базовых навыков защиты личной информации, сведений о порядке действий кибермошенников.
Следует помнить, что сотрудники банков не звонят своим клиентам в мессенджеры, такие как Viber, Telegram, WhatsApp, и пр.
Довольно часто мошенники, представляясь работниками банков, под предлогом проведения операции по защите от злоумышленников просят сообщить реквизиты банковских счетов. К сведению: банк вправе сам заблокировать операцию при возникновении сомнения в её законности.
Кроме того, ни под каким предлогом нельзя сообщать кому-либо реквизиты банковской карты, сеансовые пароли доступа к системе интернет-банкинга, или отправлять их фото по сети, переходить по ссылкам, полученным от незнакомцев. Ни в коем случае нельзя следовать инструкциям незнакомцев, позвонившим с неизвестного номера, представившихся сотрудниками правоохранительных органов или банковских учреждений, не совершать никаких действий на смартфоне по просьбе посторонних лиц, не переводить денежные средства незнакомым людям в качестве предоплаты. Также не следует предоставлять доступ к мобильному устройству посторонним лицам.
Только Ваша бдительность, а также внимательное отношение к своим учетным и персональным данным помогут защитить Вас от злоумышленников.
Заместитель прокурора Сморгонского района БОНДАРЧУК Алексей
Обращения граждан
Прокуратурой Сморгонского района в рамках надзора за соблюдением законодательства регулярно разрешаются обращения граждан. В 2021 году прокуратурой района рассмотрено по существу 74 обращения, из которых по 18 обращениям требования заявителей удовлетворены, по остальных обращениям даны разъяснительные ответы.
Наиболее часто в прокуратуру Сморгонского района поступают обращения по вопросам соблюдения требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также административно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства. Анализ работы прокуратуры района в указанном направлении говорит о том, что принимаемые меры по разрешению обращений являются эффективными.
К примеру, в прокуратуру района обратился
с письменным заявлением гражданин Г. по вопросу не уведомления его Сморгонским
РОСК о результатах проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства.
В ходе рассмотрения указанного обращения установлено,
что заявитель не был уведомлен о результатах проверки. В связи с этим в адрес
руководства Сморгонского РОСК вынесено требование об устранении нарушений
уголовно-процессуального законодательства, по результатам рассмотрения которого
заявитель надлежащим образом уведомлен.
Меры
прокурорского реагирования приняты и при разрешении следующего обращения.
Гр-н Ж. обратился в прокуратуру района
по вопросу несогласия с постановление о
прекращении дела об административном правонарушении, так как подготовка дела к
рассмотрению проведена не полна, не исследованы все имеющие значение
обстоятельства.
В ходе изучения прокуратурой района
административного дела доводы заявителя нашли свое подтверждение и в связи с
этим вышеуказанное постановление отменено, дело направлено на новую подготовку
к рассмотрению.
Прокуратурой
Сморгонского района помимо рассмотрения письменных обращений ежедневно в
рабочие дни осуществляется личный прием граждан.
В 2021 году
прокурорскими работниками принято 177 граждан по вопросам
соблюдения требований действующего законодательства в деятельности районных
отделов Следственного комитета и внутренних дел, суда, а также трудового,
брачно-семейного, гражданского законодательства. По устным обращениям граждан
давались исчерпывающие разъяснения, принимались необходимые меры по устранению
выявленных нарушений.
Личный прием граждан в прокуратуре Сморгонского
района проводится по следующему графику:
1-й, 3-й, 5-й понедельник – с 09.00 до
13.00, с 14.00 до 20.00;
2-й, 4-й понедельник – с 8.00 до 13.00,
с 14.00 до 18.00;
Каждый вторник – с 08.00 до 13.00, с
14.00 до 18.00;
1-я, 3-я, 5-я среда – с 08.00 до 13.00,
с 14.00 до 18.00;
2-я, 4-я среда – с 09.00 до 13.00, с
14.00 до 20.00;
Каждый четверг – с 08.00 до 13.00, с
14.00 до 18.00;
Каждую пятницу – с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00.
Старший помощник прокурора Сморгонского района Е.В. Крук
Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по факту геноцида
В целях социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц, вследствие зверств немецких оккупационных властей и их пособников.
В настоящее время прокуратурой Сморгонского района проводится работа с архивными документами и материалами, планируется проведение действий, связанных с обнаружением мест массовых захоронений гражданского населения, мероприятий по установлению живых свидетелей, а также потерпевших от геноцида.
Начатый Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовный процесс направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийство мирных жителей, издевательства и пытки в «лагерях смерти» и «гетто», массового угона гражданского населения в немецкое рабство.
В связи с изложенным, прокуратура Сморгонского района просит граждан направлять документы, материалы, заявления, иную информацию о деяниях, совершенных немецкими оккупационными властями и их пособниками, бандформированиями по уничтожению гражданского населения Беларуси, иных фактах геноцида, во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
С указанной информацией просьба обращаться в прокуратуру Сморгонского района по адресу: г.Сморгонь, ул.Танкистов, 4а, либо по телефонам: 8 (01592) 3 95 50, 8 (01592) 3 95 52.
Также можно направлять обращения старшему помощнику прокурора Гродненской области Вербель Т.В., тел. 80152 74 17 25.
Осуществление надзора за соблюдением законодательства об административных процедурах
Одним из направлений деятельности органов прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением законодательства об административных процедурах.
Как показывает практика зачастую граждане, кроме обращений (заявлений, жалоб и т.д.), также подают в различные государственные органы, учреждения и организации многочисленные заявления об осуществлении административных процедур.
Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010 предусмотрен перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. В этот перечень входят административные процедуры в сфере жилищных правоотношений, труда и социальной защиты, социальных льгот, усыновления (удочерения), опеки, попечительства, патронажа, эмансипации, регистрации актов гражданского состояния, образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, архитектуры и строительства, газо-, электро-, тепло- и водоснабжения, связи, документирования населения, оформления пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, пограничного режима, транспорта, природопользования, сельского хозяйства, уплаченных налогов и полученных доходов воинской обязанности, прохождения альтернативной службы, оборота оружия, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сертификации, оценочной деятельности.
Кроме этого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 предусмотрен также перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как правило, для осуществления той или иной административной процедуры гражданину либо юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) необходимо обратиться с заявлением в предусмотренные вышеуказанными перечнями учреждения (организации). Форма заявлений может быть как устная, так и письменная. К заявлению также могут прилагаться документы с определенными сведениями, необходимые для осуществления административной процедуры.
Для осуществления каждой административной процедуры вышеуказанными перечнями предусмотрены сроки их исполнения, размеры взимаемой платы (не во всех случаях).
По результатам рассмотрения заявления физического либо юридического лица (индивидуального предпринимателя) государственным органом, учреждением, организацией принимается одно из следующих решений: об отказе в принятии заявления лица; об осуществлении административной процедуры; об отказе в осуществлении административной процедуры.
Обязанностью государственных органов, учреждений и организаций является уведомление лица о принятом административном решении.
Если административное решение принято в устной форме в ходе приема лица, то оно подлежит объявлению лицу.
Административное решение, принятое в письменной форме, выдаются лицу или направляется нарочным, по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия решения.
Заявитель имеет право получить административное решение при обращении в уполномоченный орган.
Кроме этого законодательством предусмотрено право заявителя на обжалование административного решения.
Жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию).
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования решения во внесудебном порядке.
Статьей 10.19. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах в виде штрафа в размере до четырех базовых величин.
Прокуратурой Сморгонского района с целью защиты прав и законных интересов граждан регулярно проводятся проверки в различных государственных органах, учреждениях и организациях района по вопросам соблюдения законодательства об административных процедурах. При выявлении нарушений принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе и виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Старший помощник прокурора Сморгонского района Елена Найдич
Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан
Участие в несанкционированных массовых мероприятиях: какие последствия?
В последнее время в сети Интернет размещаются различного рода обращения с призывами принять участие в собрании, митинге, уличном шествии или демонстрации. Поддавшись на призывы принять участие в несанкционированном массовом мероприятии, граждане рискуют нарушить законодательство.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.23 КоАП Республики Беларусь за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а также публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником такие мероприятий либо иным лицом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Согласно ч. 3 данной статьи за указанные деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут собой наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
За совершение групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряжен¬ных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или ор¬ганизаций, либо активное уча¬стие в таких действиях при от¬сутствии признаков более тяжкого преступления предусмотрена уголовная ответственности по ст. 342 УК Республики Беларусь, вплоть до 3-х лет лишения свободы.
Зафиксированы случаи, когда в сопровождении родителей в таких мероприятиях принимают участие несовершеннолетние.
В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях свидетельствует о нарушении указанного требования, поскольку во время участия в данных акциях безопасность детей не гарантирована.
Согласно ст. 4.2 КоАП Республики Беларусь административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16 лет. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 14 до 16 лет, также подлежит административной от¬ветственности за совершение отдельных правонарушений. В других случаях, если лицо не достигло возраста наступления ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь, предусмо¬трена ответственность в виде штрафа до 10 базовых величин родителей или лиц, которые их заменяют. На основании ст. 19.4 КоАП Республики Беларусь во¬влечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение (участие в несанкционированных мероприятиях) влечёт за собой наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин. В соответствии со ст. 9.2 КоАП Республики Беларусь предусмотрено, что при привлечении несовер-шеннолетних к административ¬ной ответственности за участие в несанкционированных массовых мероприятиях государственные органы должны из¬учить жизнь и воспитание ребён¬ка, уровень интеллектуального и психического развития, влияние поведения родителей или лиц, их заменяющих, характеристики по месту учёбы. Зачастую взрослые в ходе участия в несанкционированных массовых мероприятиях «прикрываются» несовер¬шеннолетними (используя их своим «щитом»). После официальных предупреждений и при последу¬ющих посещениях несанкциони¬рованных массовых мероприяти¬ях, может быть поставлен вопрос об отобрании детей и лишении в дальнейшем законных предста¬вителей родительских прав.
Порядок проведения массовых мероприятий регламентирован Законом Республики Беларусь № 114-З от 30.12.1997 (с изм. и доп.) «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».
Прокурор Сморгонского района старший советник юстиции А.А.Клышевич
Деятельность прокуратуры Сморгонского района
Прокуратурой Сморгонского района в рамках надзора за соблюдением законодательства регулярно проводятся проверочные мероприятия по вопросам соблюдения законодательства об обращениях граждан и законодательства об осуществлении административных процедурах.
Как показывает практика, в 2019 году участились случаи не уведомления должностными лицами учреждений и организаций района заявителей о результатах рассмотрения обращений.
В соответствии со статьями 14 и 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты меры по защите прав и законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы; письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Так, в июле 2019 года в прокуратуру района обратился с письменным заявлением гр-н Н. по вопросу неполучения письменного ответа на свое обращение, поданное в одну из организаций района.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лицом, непосредственно рассматривавшим заявление, своевременно не был подготовлен и направлен ответ заявителю Н.
С учетом выявленных нарушений прокурором района в адрес руководства организации было вынесено предписание с требованием устранения нарушения.
Кроме этого прокурором района виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц) в виде штрафа в размере 102 рублей.
Указанное нарушение является не единичным. Прокуратурой района по каждому выявленному факту принимаются меры прокурорского реагирования к виновным лицам.
Помимо этого зачастую учреждениями и организациями района допускаются существенные нарушения законодательства об осуществлении административных процедур.
В 2019 году прокуратурой района проведен ряд проверок по вопросам соблюдения вышеуказанного законодательства.
Как правило, наиболее распространенными нарушениями являются: отсутствие регистрации на заявлениях об осуществлении административных процедур, не истребование предусмотренных законодательством документов для осуществления административных процедур, неправильное ведение регистрационно-контрольных форм и несвоевременное внесение в них сведений, нарушение сроков осуществления процедур, отсутствие сведений об уведомлении лиц о результатах рассмотрения их заявлений.
К примеру, 30.11.2018 в организацию поступило заявление юридического лица Б. о переводе жилого помещения в нежилое (административная процедура 8.1.5 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
11.12.2018 по результатам осуществления административной процедуры должностными лицами организации принято решение о переводе жилого помещения, принадлежащего юридическому лицу Б., в нежилое.
В ходе проверки установлено, что за 14 дней до подачи вышеуказанным юридическим лицом заявления в организацию – 16.11.2018 осуществлена государственная регистрация переводимого изолированного жилого помещения.
Кроме этого в прилагаемых документах имеются справки о месте жительства и составе семьи, представленные после принятия организацией решения, и в соответствии с которыми на момент подачи заявления юридическим лицом Б. было зарегистрировано 3 гражданина.
Двое граждан сняты с регистрационного учета 07.12.2018. третий гражданин снят с регистрационного учета 18.12.2018, то есть после принятия организацией решения о переводе жилого помещения. Предусмотренное п. 8.1.5. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, письменное согласие третьего гражданина в материалах по процедуре отсутствует.
Нарушения такого характера являются не единичными.
С учетом выявленных нарушений в адрес отдельных руководителей учреждений и организаций внесено 3 представления, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности.
Старший помощник прокурора Сморгонского района Е.В. Найдич