С апреля 2010 года начал действовать местный благотворительный фонд «Северные Афины». Так во времена М.К.Огинского называлась историческая усадьба в аг. Залесье Сморгонского района, где собирались выдающиеся деятели той эпохи из Петербурга, Москвы, Парижа, Варшавы и других городов.
Цель деятельности фонда – возродить усадьбу, вернуть былое значение культурного центра аг. Залесье Сморгонского района, укрепить творческие связи почитателей таланта М.К.Огинского. Фонд формируется на народные средства, взносы меценатов и благотворителей. Учредителями благотворительного фонда «Северные Афины» являются: учреждение культуры «Сморгонский историко-краеведческий музей», учреждение образования «Молодечненское музыкальное училище имени М.К.Огинского», общественное объединение “Минский столичный союз предпринимателей и работодателей”.
Учредители фонда будут благодарны всем, кто откликнется принять участие в его деятельности.
Реквизиты фонда: р/с 3015023420012, код банка 504, АСБ «Беларусбанк» г. Сморгонь, ул. Советская 3 б. Получатель: местный благотворительный фонд «Северные Афины». Назначение платежа: благотворительный взнос.
Телефон для справок: 8(029)1537306.
Историческая справка по памятнику историко-культурного наследия “Ансамбль бывшего дворца Огинских нач. XIX в.”в аг. Залесье Сморгонского района
М.К.Огинский принадлежал к старинному княжескому роду, который пользовался собственным гербом «Агiнец». Фамилию свою род получил от названия владения Огинты (Литва), которое было пожаловано Дмитрию Ивановичу Глушонку вместо смоленских вотчин, великим князем литовским Александром Ягелончиком примерно в 1500 г.
Отец композитора, Андрей Огинский, был одним из ближайших сподвижников польского короля Станислава Августа Понятовского. Анджей Огинский (1740-1787), воевода трокский, староста ошмянский, был полномочным послом Речи Посполитой в Петербурге и послом в Вене. В 1763 г. он женился на Паулине Шембек, которая принесла ему в приданное староство гузовское. Здесь, в Гузове, 25 сентября 1765 г. у них родился второй ребенок – сын, которому при крещении дали пышное имя – Клеофас-Михал-Франтишек-Феликс-Антоний-Игнатий-Юзеф-Тадеуш, а нам он известен как Михал Клеофас Огинский. В Гузове прошли детские годы будущего писателя, дипломата, историка, политика и композитора. Большую роль в становлении Огинского сыграл его гувернер, француз Жан Ролей, приехавший из Вены по приглашению отца. Первые шаги на музыкальном поприще Михаил Клеофас сделал в Гузове под руководством преподавателя музыки Юзефа Козловского, в то время молодого композитора и дирижера, сыгравшего решающую роль в формировании творческого облика Огинского. А позже, когда Козловский получит приглашение в Петербург, в императорский дворец, и станет директором музыки петербургских императорских театров, он будет активным популяризатором творчества своего ученика.
Получив блестящее, разностороннее образование под руководством опытных наставников М.К.Огинский довольно рано начал политическую карьеру. В девятнадцать лет он – депутат сейма, участвует в деятельности Эдукационной комиссии (историки назовут ее первым министерством образования). В 1790 г. с дипломатической миссией он выезжает в Голландию и Англию. В 23 года его награждают орденом Белого Орла.
Когда вспыхнуло восстание 1794 г., Огинский без колебаний примыкает к нему. Он заявляет Высшему национальному совету (руководству восстания), что приносит «в дар родине свое имущество, труд и жизнь». Передав значительную часть своих личных средств национальному совету, Огинский вошел в его состав в качестве «виленского делегата». На собственные средства он вооружил отряд численностью 480 человек и по настоянию жителей Вильно возглавил его. Первое боевое крещение этот отряд получил в боях под Солами, под Сморгонью, Ошмянами, Ивенцом и Воложином. Вскоре Огинский становится во главе всех литовско-белорусских повстанческих войск. Он лично возглавил несколько походов к берегам Двины, на Браславщину. Но судьба восстания была решена. И в конце 1794 года как один из его руководителей Огинский вынужден эмигрировать. В течение восьми лет он скитается по Европе, выполняя ответственные поручения польских патриотов, французского правительства. Но ни Париж, ни Константинополь, ни Венеция не могли заменить ему родину. На прошение Павлу I о возвращении в Россию был получен отказ. И только новый император Александр I в октябре 1801 года разрешает изгнаннику вернуться. 5 февраля 1802 года Огинский прибыл в Петербург, где вскоре царь дает ему аудиенцию. В Залесье Михаил Клеофас поселился в 1802 г.
Залесье стало владением рода князей Огинских в первой половине XVIII в., когда его приобрёл Марциан Михал Огинский (1672-1750), каштелян, а затем воевода витебский, прадед композитора. Называлось оно тогда Дербы. Позднее имение перешло к его сыну Тадеушу Франтишку (1712-1783), а после смерти к его младшему сыну Франтишку Ксаверию Огинскому (1742-1814).
Когда композитор впервые приехал сюда, то его глазам предстал большой деревянный оштукатуренный дворец, выстроенный еще в XVIII в., четыре флигеля, хозяйственные строения. Перед дворцом зеленела окруженная липовыми аллеями огромная поляна. Позади дворца, там где раньше находился регулярный парк, серебрился пруд с островками и старой мельницей. Этот пруд и фрагменты липовых аллей сохранились до нашего времени.
В Залесье Огинский приехал с новой женой, итальянкой Марией Нери-Нагурской. Они поселились в старом дворце, а рядом с ним начали возводить новый, по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца. Помогал ему, а после его смерти руководил всеми работами другой виленский губернский архитектор Иосиф Пуссе. Строители были местные.
Новый дворец Огинских выглядел так, как ни одна другая дворянская резиденция того времени. Она состояла из двух сильно вытянутых, разной высоты и длины крыльев, которые соединялись под прямым углом. Главное крыло имело длину около 50 м, а боковое, вместе с оранжереей – около 150 м. Все сооружение было возведено почти без фундамента. Главный корпус состоял из трех двухэтажных частей и двух связующих одноэтажных. Средняя часть по внешнему виду больше напоминала храм, чем жилой покой. По всей длине она имела портик с четырьмя колоннами. Крыша завершалась башенкой в виде обелиска с часами и заканчивалась каменной вазой. К этой центральной части со стороны парка прилегали низкие террасы. К боковому павильону примыкала оранжерея с 14 арочными окнами и 15 пилястрами.
Внутренняя планировка дворца позволяла разместить здесь не только жилые комнаты, но и разнообразные гостиные и салоны. Через массивную дверь главного входа гости попадали в центральный вестибюль, откуда можно было попасть в анфиладу парадных помещений – музыкальный салон, розовую гостиную, бильярдную, столовую. Через ряд комнат и застекленные двери гости проходили в оранжерею, которая летом использовалась как столовая. На втором этаже одного их павильонов находилась библиотека, где композитор работал. Книги были в основном на французском языке. Из библиотеки можно было выйти на галерею, откуда открывался прекрасный вид на пруд, парк и зверинец.
Дворец располагался между двумя частями парка: старым, французским, и новым, английским. Разделяла их широкая аллея. Через парк протекали две небольшие извилистые речушки, которые наполняли своими водами живописное озеро с островом, названным «Лебединый». Через них были перекинуты мостики, в укромных местах устроены живописные водопады.
Парк имел романтический характер: кроме павильонов, беседок, в укромных уголках были установлены памятные камни. Один из камней был посвящен Т. Костюшко, а другой любимому учителю – Жану Ролею.
В Залесье Огинский начал писать свои воспоминания. Ему был нужен молодой образованный секретарь. И такой нашелся. Им стал Леонард Ходька, который прослужил в этой должности с 1819 по 1826 год. Он сопровождал композитора во всех его путешествиях. В свободное время Л.Ходька с удовольствием занимался ботаническим садом, делал рисунки усадьбы и составил подробную топографическую карту Залесья.
Жизнь в Залесье благотворно повлияла на Михаила Клеофаса. Он вновь возвращается к активной политической и общественной жизни. Огинского избирают почетным членом Виленского университета, он принимает активное участие в заседаниях ученого совета, пополняет коллекции университета. Состоит председателем Виленского благотворительного общества, на счета которого перечисляет значительные суммы денег, полученные от продажи сборников своих музыкальных произведений.
Возобновляется и дипломатическая деятельность композитора. Внешнеполитические события 1806 года (ухудшаются отношения России и Франции) заставили Огинского на время покинуть Залесье. Его путь пролегает через Вильно, Петербург, Париж. Происходит много встреч с влиятельными особами европейских государств. При выполнении поручений императора Александра I ему очень пригодился опыт прежней дипломатической службы. После одной из поездок в Париж в апреле 1811 года сенатор Огинский (звание сенатора он получил в 1810 году) в беседе с императором высказал предположение о скором нашествии французской армии на Россию. Когда началась война 1812 года, колебаний о выборе своего места у Огинского не было. Заехав на несколько дней в Залесье, он покинул его вслед за отступающими частями русской армии и направился в Петербург.
В 1811 году М.К.Огинский направил Александру I памятную записку о восстановлении в составе Российской империи Великого княжества Литовского с предоставлением ему определенной административной и правовой самостоятельности. Проект был встречен российским императором с пониманием, у композитора и его сторонников появилась надежда. Весь 1812 год Михаил Клеофас провел в Петербурге, продолжая работать над этим проектом. Но время шло, несмотря на свои обещания Александр I все откладывал проведение обещанных реформ. В ноябре 1815 года после беседы с русским царем он понял, что воссоединение с Польшей Литвы и других бывших провинций Речи Посполитой вряд ли произойдет.
И композитор возвращается в свое любимое Залесье, которое в 1814 году, после смерти дяди Франтишка Ксаверия, переходит в его полную собственность. Постепенно оно приобрело известность как «Северные Афины». В 1822 году сюда приехал восемнадцатилетний поэт Александр Ходька. В порыве вдохновения молодой поэт сочинил прекрасную поэму, посвященную Залесью.
В 1822 году Михал Клеофас по состоянию здоровья покинул Залесье и тогда же обосновался во Флоренции, хотя в следующем году он посетил Париж и Дрезден. В 1829 году Огинского навестил поэт А.Мицкевич, который приехал со своим другом А.Э. Одынцом. Одынец был другом Александра Ходьки и вместе с ним приезжал в Залесье. Впоследствии А.Мицкевич упомянет Огинского в своей поэме «Пан Тадеуш».
Михаил Клеофас еще в Залесье рассортировал свои заметки и за первые несколько лет жизни во Флоренции закончил «Мемуары о Польше и поляках, начиная с 1788 и до 1815 года». Здесь были написаны знаменитые «Письма о музыке» (май – август 1828 года).
Опубликовав в Париже в 1826-1827 гг. четырёхтомные «Мемуары», Огинский приступил к работе над новым историческим трудом. Озаглавлена рукопись была так « Заметки о событиях, происходящих в Польше, начиная с конца января 1830 года». Этот труд должен был стать продолжением мемуаров Огинского. Но здоровье композитора начало резко ухудшаться. В начале 1833 года во Флоренцию приехала дочь композитора Эмма со своим мужем Ипполитом Бжостовским. Бжостовские оставались в Италии целый год. В октябре композитор заболел. 13 октября Эмма привезла показать ему свою дочь Елену, которая родилась в сентябре 1833 года. У него хватило силы только перекрестить ребенка, говорить он уже не мог. 15 октября Огинский умер. Михаил Клеофас похоронен в церкви Санта-Кроче.
Одно из важнейших мест в жизни Огинского занимала музыка. Он сочинил около шестидесяти коротких произведений - пьес для фортепиано и романсов, а также одноактную оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире».
После смерти композитора в 1833 году поместье Залесье перешло в наследство его сына Иренеуша (1808 – 1863), который жил здесь со своей матерью, после смерти которой в 1851 году перенес резиденцию рода Огинских в город Ретов (территория современной Литвы). На территории Литвы было еще одно имение наследников Михала Клеофаса Огинского – в Плунге (недалеко от Ретова). Имение в Плунге принадлежало Михалу Николаю Огинскому, сыну Иренеуша, которому перешло и имение в Залесье.
Именно в имении князя Михала Николая Огинского в Плунге с 1889 по 1893 год жил, учился и играл в придворном оркестре будущий всемирно известный литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 – 1911), творческое наследие которого известно далеко за пределами Литвы.
По некоторым сведениям, Михал Николай Огинский был меценатом юного М. Чюрлёниса, обучение которого в Институте музыки в Варшаве в 1884 – 1899 гг. оплачивал за собственные средства.