Главная / Экономика / Инвестору / Преференциальные режимы

Преференциальные режимы

Гид по мерам государственной поддержки бизнеса в Республике Беларусь

Национальное агентство инвестиций и приватизации

Свободная экономическая зона «Гродноинвест»

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 апреля 2015 г. № 182 три участка Сморгонского района общей площадью 813,56 га включены в состав свободной экономической зоны «Гродноинвест». Для резидентов СЭЗ действует специальный правовой режим, который включает в себя налоговые и таможенные преференции, позволяющие до 40 % сократить издержки по инвестиционному проекту. 

Преференциальные режимы инвестирования

Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» (новая редакция вступила в силу 11 июля 2024 г.) установлены следующие механизмы реализации инвестиционных проектов:


Инвестиционный договор

Специальный инвестиционный договор

Преференциальный инвестиционный проект


ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР

– зарегистрированное в Государственном реестре инвестиционных договоров письменное соглашение о реализации инвестиционного проекта с предоставлением льгот и (или) преференций.


Данный механизм задействуется для реализации крупных инвестиционных проектов при достижении следующих условий:

1. Соответствие приоритетным видам деятельности (секторам экономики), определенных Правительством;

2. Достижение минимального объема инвестиций;

3. Подтверждение эффективности проекта путем проведения финансово-экономической оценки.


Инвестиционный договор заключается на основании решения:

1. Совета Министров Республики Беларусь;

Совет Министров определяет уполномоченный на заключение договора республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству, областной (Минский городской) исполнительный комитет;

2. Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Главой государства. Такое решение потребуется только в случае, если таким решением предусмотрено условие о возмещении инвестору из бюджета затрат на строительство внеплощадочной инфраструктуры;

3. Управления делами Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (по вопросам, находящимся в их ведении).


Льготы в рамках инвестиционного договора:

1. стабоговорка – стабильность налогового законодательства до 5 лет;

2. освобождение от налога на прибыль при реализации товаров собственного производства в течение 5 лет;

3. возмещение затрат по созданию внешней инфраструктуры (только для проектов в отстающих районах);

4. изменение функционального назначения отдельных частей объекта, в том числе до завершения его строительства;

5. снижение требований к размерам санитарно-защитных зон, которые предусмотрены градостроительными проектами;

6. предоставление земельного участка требуемого размера, не включенного в перечень участков для реализации инвестпроектов) без проведения аукциона;

7. освобождение от ввозного НДС по техоборудованию;

8. предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, без проведения аукциона;

9. освобождение от НДС при безвозмездной передаче и получении основных средств в целях реализации проекта;

10. освобождение от земельного налога, арендной платы за земельные участки на период реализации проекта +1 год;

11. осуществление вычета в полном объеме сумм НДС (при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для строительства, оснащения объектов в рамках инвестпроекта);

12. освобождение от платы за право аренды земельного участка и др.


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОГОВОР

– инвестиционный договор о реализации инвестиционного проекта, предусматривающего организацию на территории Республики Беларусь производства усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника.


Данный механизм актуален для случаев, когда есть намерение наладить производство необходимой государству новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.

Таким образом, уже с начала реализации проекта производитель может рассчитывать на понятный рынок сбыта части продукции в течение определенного периода.

Механизм заключения специнвестдоговоров схож с заключением инвестдоговоров.

Отличием является то, что на основании заявления инвестора, поданного в соответствующие органы, специнвестдоговоры будут заключаться по итогам конкурса, что обеспечит получение наиболее выгодного предложения.

В целях развития отдельных регионов специнвестдоговора на таких территориях могут заключаться без конкурса.


Льготы в рамках специального инвестиционного договора:

1. льготы, предусмотренные для инвестиционного договора;

2. госзакупка из одного источника части произведенных инвестором товаров.


ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

– инвестиционный проект, соответствующий приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, включенный в перечень преференциальных инвестиционных проектов и реализуемый на территории Республики Беларусь (за исключением г. Минска) инвестором без заключения инвестиционного договора.


Льготы в рамках реализации преференциального инвестиционного проекта:

1. освобождение от ввозных таможенных пошлин;

2. предоставление земельного участка, включенного в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, без проведения аукциона;

3. освобождение от земельного налога, арендной платы за земельные участки на период реализации проекта;

4. осуществление вычета в полном объеме сумм НДС (при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для строительства, оснащения объектов в рамках инвестпроекта);

5. освобождение от платы за право аренды земельного участка;

6. определение без процедур, установленных законодательством, подрядчика или разработчика проектной документации, поставщиков товаров, исполнителей услуг для строительства объектов и др. 

Средние, малые городские поселения, сельская местность

Особый режим распространяется на коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей (далее – субъекты хозяйствования), зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (далее – сельская местность) и осуществляющих на данных территориях деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Льготный режим не распространяется на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг, резидентов Свободных экономических зон и Парка высоких технологий, туристско-рекреационный парк "Августовский канал", субъектов хозяйствования в части осуществления ими: риэлтерской деятельности; деятельности в сфере игорного бизнеса; лотерейной деятельности; деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр; производства и реализации подакцизных товаров; производства и реализации ювелирных изделий; изготовления ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок и др.

Особенности налогообложения и льгот – освобождение на 7 лет от:

– налога на прибыль, подоходного налога в части реализации продукции собственного производства;

– уплаты государственной пошлины за выдачу лицензий;– остальных налогов и сборов (кроме НДС, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, платежей за землю, налога за использование природных ресурсов (экологического налога), налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента) отчислений в инновационные фонды.

– обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами Беларуси от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

Особенности налогообложения и льгот для коммерческих организаций, обособленные подразделения которых находятся на территории сельской местности – освобождение на 7 лет от:

– налога на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

– налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории сельской местности;

– отчислений в инновационные фонды, исчисляемые от себестоимости товаров (работ, услуг), произведенных обособленным подразделением;

– обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных обособленным подразделением.

Льготное налогообложение не распространяется на:

- индивидуальных предпринимателей которые уплачивают единый налог;

- организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

- субъектов хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения;

- организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающих сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

Дополнительным преимуществом является освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС некоторых товаров, ввозимых коммерческими организациями в качестве вклада в уставный фонд в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда.

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» 

Преференциальные режимы

Нормативные правовые акты 

Инвестиционные площадки 

Регистрация субъекта хозяйствования