Международный день домашних животных ещё раз напоминает человечеству о той важной роли, которую играют питомцы в жизни людей.
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б. Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.
У большинства детей на каком-то этапе: у одних - в семь, у других - в десять, у третьих - в двенадцать лет - возникает стремление к тесному общению с домашними животными. Они мечтают, чтобы в доме появилось животное. Даже если родители пытаются переключить внимание своего чадо на какую-нибудь новинку игровой индустрии, ребёнок всё равно просит мурку или жучку.
Психологи называют множество причин, по которым следует завести домашнее животное.
Домашние животные – мощный инструмент для снятия стресса;
Уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных;
Животные дают почву для развития логического мышления у детей;
Животные стимулируют множество различных видов деятельности: наблюдение и игру, труд, творчество, соревновательный процесс - в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, развивается фантазия;
Домашние животные могут вылечить от заикания, а также помогают замкнутым детям влиться в окружающий мир;
Ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру;
Животные незаменимы в укреплении физического и психического здоровья детей;
Ни один ребенок не столкнется с проблемой одиночества, если рядом любимый живой друг. А нерешительным и замкнутым детям домашние питомцы нередко заменяют друзей;
При наблюдениях и общении с животными дети учатся сочувствию, сопереживанию, пониманию окружающих;
Наличие животного в доме дисциплинирует: ребенок быстрее и лучше поймет, что все живое требует ухода, питания, возможно он даже перестроит распорядок дня в соответствии с нуждами животного;
У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один;
Дети с домашним животным-компаньоном имеют более высокую самооценку;
Таким образом, как бы ни были хороши современные интерактивные игры и мягкие игрушки, они не могут заменить живого питомца ни в одном из этих пунктов. Поэтому, дорогие взрослые, если вашему ребенку очень хочется иметь кошечку или собачку, отнеситесь к его просьбе серьезно. Взвесьте все "за" и "против" и постарайтесь не лишать своего ребенка столь необходимого ему общения с живым существом. И главное помнить, что отношение к животным должно быть таким, чтобы при возникновении мысли: «А что будет, если завтра мы поменяемся местами?» вам не было ни стыдно, ни страшно.
Марина ЛАПЫТЬКО, педагог-психолог средней школы № 5 г. Сморгони.