Порядок исчисления транспортного налога по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь.
Организациями - плательщиками транспортного налога начиная с 2024 года в соответствии с пунктом 11 статьи 3077 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь (далее - транспортные средства повышенной комфортности), транспортный налог, включая авансовые платежи, исчисляется по ставкам, увеличенным в десять раз.
В 2024 году положения пункта 11 статьи 3077 НК распространяются на транспортные средства с годом выпуска 2022, 2023, 2024 гг. Ставки транспортного налога установлены в зависимости от разрешенной максимальной массы, числа посадочных мест или за одну единицу транспортного средства согласно пункту 1 приложения 27 к НК.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3077 НК плательщикиорганизации за первый - третий кварталы текущего налогового периода уплачивают авансовые платежи в размере одной четвертой годовой ставки транспортного налога по транспортным средствам, признаваемым объектом налогообложения, имеющимся у организации по состоянию:
на 1 января текущего года - за первый квартал;
на 1 апреля текущего года - за второй квартал;
на 1 июля текущего года - за третий квартал.
При исчислении и уплате авансовых платежей льготы по
транспортному налогу не применяются.
Учитывая изложенное, при наличии у организации по состоянию на 01.01.2024 транспортных средств повышенной комфортности, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, ей по сроку не позднее 22.03.2024 необходимо исчислить и уплатить авансовый платеж по транспортному налогу за первый квартал 2024 года в размере одной четвертой годовой ставки транспортного налога,
увеличенной в десять раз.
В аналогичном порядке производится исчисление и уплата авансовых платежей по транспортному налогу по транспортным средствам повышенной комфортности за второй и третий кварталы по сроку не позднее 24.06.2024 и 23.09.2024 при условии наличия у организации таких транспортных средств по состоянию на 1 апреля 2024 г. и 1 июля 2024 г. соответственно.
В настоящее время разработанный проект постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее - проект постановления) находится на согласовании у заинтересованных государственных органов. В проекте постановления определен перечень транспортных средств повышенной комфортности:
Марка
транспортного
средства. Модель (версия) транспортного средства, не зависимо от
технических характеристик и комплектации
1. Audi A8*, Q8*, R8*, RS6*, RS7*, RSQ8*, S8*, SQ8*
2. Aston Martin Весь модельный ряд
3. Aurus Весь модельный ряд
4. Bentley Весь модельный ряд
5. BMW 7*, 8*, M5*, M6*, M7*, M8*, X6*, X7*, XM*
6. Bugatti Весь модельный ряд
7. Cadillac Escalade
8. Ferrari Весь модельный ряд
9. Lamborghini Весь модельный ряд
10. Land Rover Range Rover
Range Rover Sport
11. Lexus LC*, LS*, LX*
12. Maserati Весь модельный ряд
13. McLaren Весь модельный ряд
14. Mercedes-Benz AMG Е*, AMG S*, AMG SL*, AMG G*, AMG GT*, AMG
GLE*, AMG GLS*, G*, GLE Coupe*, GLS*, S*, SL*,
Maybach*
15. Porsche Весь модельный ряд
16. Rolls-Royce Весь модельный ряд
17. Toyota Land Cruiser 300
Sequoia
плательщиками транспортного налога в соответствии с вышеизложенным порядком.
Неуплата, несвоевременная или неполная уплата авансовых платежей по транспортному налогу служит основанием для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней (статья 55 НК), а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Об обеспечении дифференцированного учета при реализации товаров, подлежащих маркировке
С 01.07.2025 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий части первой пункта 101 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
Справочно. В настоящее время производителями КСА и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям и подаче заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) КСА, для включения в Государственный реестр, а также на проведение оценки моделей программных касс на соответствие новым требованиям. Данная работа должна быть завершена в отношении КСА до 01.04.2024, в отношении программных касс до 01.05.2024.
После доработки производителями моделей КСА и включения их в Государственный реестр необходимо доработать используемые в торговых и иных объектах КСА до соответствия новым требованиям либо приобрести и подключить к СККО новые модели КСА:
субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу маркированных унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации товаров – до 01.01.2025;
иными субъектами хозяйствования – до 01.04.2025.
Вниманию диспетчеров автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщений, диспетчеров такси или автомобильных перевозчиков, самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, владельцев электронных информационных систем!
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Гродненской области сообщает, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 №873 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление №873) внесены изменения в Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров 30.06.2008 №972 (далее - Правила).
С учетом внесенных изменений в Правила, предусматривается обязанность по представлению до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску:
- диспетчерами автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщений, согласно пункту 149 Правил – информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении в виде электронного документа по форме согласно приложению 5-1 Правил;
- диспетчерами такси или автомобильными перевозчиками, самостоятельно выполняющими прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством электронной информационной системы, согласно пункту 162 Правил - информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа по форме согласно приложению 6 Правил;
- владельцами электронных информационных систем, согласно пункту 163 Правил - информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы, представляемой владельцем данной системы, по форме согласно приложению 7 Правил.
С учетом изложенного, вышеуказанная информация за 1 квартал 2024 года по формам, установленным Правилами в редакции постановления №873 должна быть представлена в виде электронного документа в инспекцию МНС по Гродненской области (код инспекции - 501) не позднее 22 апреля 2024 года.
Новые структура и формат информации, представляемой в налоговые органы с 1 апреля 2024 года, утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2023 №38, которое в настоящее время проходит обязательную юридическую экспертизу.
Консультация по вопросам представления информации осуществляется в инспекции МНС по Гродненской области по телефону 8 0152 453015.
Изменения по налогу на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Сморгонскому району в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 327-З) разъясняет следующее.
С 1 января 2024г. индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
При этом сохраняется обязанность исчислить и уплатить НДС в 2024г., а также представить декларации по НДС в случаях:
излишнего предъявления сумм НДС продавцом в электронных счетах-фактурах и первичных учетных документах (п.7 ст.129 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК);
определения момента фактической реализации в 2023 г. по принципу оплаты (п.1 ст.140 НК в ред., действовавшей в 2023 г.) и его наступления после 01.01.2024;
поступления после 31 декабря 2023 г. сумм, увеличивающих налоговую базу НДС за период, в котором индивидуальный предприниматель являлся плательщиком НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
возникновения с 1 января 2024 г. сумм разниц, уменьшающих (увеличивающих) налоговую базу по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 1 января 2024 г.
Также, как и ранее, индивидуальные предприниматели:
исчисляют и уплачивают НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь и (или) возникновении иных обстоятельств, с наличием которых НК и (или) таможенное законодательство, международные договоры Республики Беларусь, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают возникновение обязанности по уплате НДС (п.п.1.2 п.1 ст.115 НК);
исполняют обязанность по исчислению и уплате НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, иностранными индивидуальными предпринимателями (ст.114 НК).
У индивидуальных предпринимателей не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, и признаваемые налоговыми вычетами до 1 января 2024 г., но не принятые к вычету до 1 января 2024 г.
Указанные суммы НДС в 2024 г. относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, или включаются в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог).
Исходя из изложенного, суммы налоговых вычетов по НДС, не принятые к вычету на конец 2023 г., то есть суммы НДС, подлежащие отражению индивидуальными предпринимателями в пункте 11 «Суммы НДС, не принятые к вычету на конец отчетного периода» раздела IV «Другие сведения» части I «Расчет суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» налоговой декларации (расчета) по НДС, представленной за 12 месяцев 2023 г., по выбору плательщика в 2024 г. относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, или включаются в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога. Вычету такие суммы не подлежат.
В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных) до 1 января 2024 г., но суммы НДС по которым признаются налоговыми вычетами с 1 января 2024 г., индивидуальные предприниматели применяют нормы законодательства, действовавшего до 1 января 2024 г.
Так, в 2024 г. к вычету могут быть приняты суммы НДС, которые были предъявлены индивидуальному предпринимателю до 1 января 2024 г., но признаются налоговыми вычетами с 1 января 2024 г. (например подписанные электронной цифровой подписью электронные счета-фактуры в январе 2024 г.) при возникновении обязанности по исчислению НДС в отношении товаров, отгруженных до 1 января 2024 г., но момент фактической реализации которых наступил с 1 января 2024 г. (например, поступила оплата от покупателя (заказчика), или прошло 60 дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав).
При этом вычет сумм НДС производится:
в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, при реализации которых налогообложение НДС осуществляется по ставке в размере двадцать (20) процентов (п.п.1.1 п.1 ст.133 НК);
в полном объеме - по товарам (работам, услугам), при реализации которых налогообложение НДС осуществляется по ставке в размере ноль (0) или десять (10) процентов (п.п.27.1, 27.2 п.27 ст.133 НК).
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разместило комментарии к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».
Так, с 1 июля 2025 года сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов; расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, определенный приложением 11 к постановлению № 924/16.
Предусматривается совершенствование порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь.
Подробнее с данной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь nalog.gov.by : Главная – Разъяснения и комментарии.