Изменения в налоговом законодательстве





ОПРЕДЕЛЕНЫ ПЕРЕЧНИ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ УНИФИЦИРОВАННЫМИ КОНТРОЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ И СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ






Порядок исчисления транспортного налога по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь.
    Организациями - плательщиками транспортного налога начиная с 2024 года в соответствии с пунктом 11 статьи 3077 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь (далее - транспортные средства повышенной комфортности), транспортный налог, включая авансовые платежи, исчисляется по ставкам, увеличенным в десять раз.
    В 2024 году положения пункта 11 статьи 3077 НК распространяются на транспортные средства с годом выпуска 2022, 2023, 2024 гг. Ставки транспортного налога установлены в зависимости от разрешенной максимальной массы, числа посадочных мест или за одну единицу транспортного средства согласно пункту 1 приложения 27 к НК.
   В соответствии с пунктом 8 статьи 3077 НК плательщикиорганизации за первый - третий кварталы текущего налогового периода уплачивают авансовые платежи в размере одной четвертой годовой ставки транспортного налога по транспортным средствам, признаваемым объектом налогообложения, имеющимся у организации по состоянию:
на 1 января текущего года - за первый квартал;
на 1 апреля текущего года - за второй квартал;
на 1 июля текущего года - за третий квартал.
При исчислении и уплате авансовых платежей льготы по 
транспортному налогу не применяются.
   Учитывая изложенное, при наличии у организации по состоянию на 01.01.2024 транспортных средств повышенной комфортности, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, ей по сроку не позднее 22.03.2024 необходимо исчислить и уплатить авансовый платеж по транспортному налогу за первый квартал 2024 года в размере одной четвертой годовой ставки транспортного налога, 
увеличенной в десять раз.
   В аналогичном порядке производится исчисление и уплата авансовых платежей по транспортному налогу по транспортным средствам повышенной комфортности за второй и третий кварталы по сроку не позднее 24.06.2024 и 23.09.2024 при условии наличия у организации таких транспортных средств по состоянию на 1 апреля 2024 г. и 1 июля 2024 г. соответственно.
    В настоящее время разработанный проект постановления Совета Министров Республики Беларусь (далее - проект постановления) находится на согласовании у заинтересованных государственных органов. В проекте постановления определен перечень транспортных средств повышенной комфортности:
Марка транспортного средства. Модель (версия) транспортного средства, не зависимо от технических характеристик и комплектации 
1. Audi A8*, Q8*, R8*, RS6*, RS7*, RSQ8*, S8*, SQ8* 
2. Aston Martin Весь модельный ряд 
3. Aurus Весь модельный ряд 4. Bentley Весь модельный ряд 
5. BMW 7*, 8*, M5*, M6*, M7*, M8*, X6*, X7*, XM* 
6. Bugatti Весь модельный ряд 
7. Cadillac Escalade 
8. Ferrari Весь модельный ряд 
9. Lamborghini Весь модельный ряд 
10. Land Rover Range Rover Range Rover Sport 
11. Lexus LC*, LS*, LX* 
12. Maserati Весь модельный ряд 
13. McLaren Весь модельный ряд 
14. Mercedes-Benz AMG Е*, AMG S*, AMG SL*, AMG G*, AMG GT*, AMG GLE*, AMG GLS*, G*, GLE Coupe*, GLS*, S*, SL*, Maybach* 
15. Porsche Весь модельный ряд 
16. Rolls-Royce Весь модельный ряд 
17. Toyota Land Cruiser 300 Sequoia
плательщиками транспортного налога в соответствии с вышеизложенным порядком.
Неуплата, несвоевременная или неполная уплата авансовых платежей по транспортному налогу служит основанием для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней (статья 55 НК), а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Об обеспечении дифференцированного учета при реализации товаров, подлежащих маркировке

С 01.07.2025 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – СИ) и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ), вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта (абзац третий части первой пункта 101 Положения № 924/16 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.12.2022 № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Для обеспечения требований по реализации маркированных товаров субъектам хозяйствования необходимо:
1. Изучить перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками.
Справочно. Перечни товаров, подлежащих маркировке СИ и УКЗ, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
2. В случае реализации подлежащих маркировке товаров приобрести (доработать) кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и реализацию маркированных товаров.
 Справочно. В настоящее время производителями КСА и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям и подаче заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) КСА, для включения в Государственный реестр, а также на проведение оценки моделей программных касс на соответствие новым требованиям. Данная работа должна быть завершена в отношении КСА до 01.04.2024, в отношении программных касс до 01.05.2024. 
После доработки производителями моделей КСА и включения их в Государственный реестр необходимо доработать используемые в торговых и иных объектах КСА до соответствия новым требованиям либо приобрести и подключить к СККО новые модели КСА: 
субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу маркированных унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации товаров – до 01.01.2025; 
иными субъектами хозяйствования – до 01.04.2025.


Вниманию диспетчеров автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщений, диспетчеров такси или автомобильных перевозчиков, самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси, владельцев электронных информационных систем!

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Гродненской области сообщает, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 №873 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление №873) внесены изменения в Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров 30.06.2008 №972 (далее - Правила).
 С учетом внесенных изменений в Правила, предусматривается обязанность по представлению до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску:
- диспетчерами автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщений, согласно пункту 149 Правил – информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении в виде электронного документа по форме согласно приложению 5-1 Правил;
- диспетчерами такси или автомобильными перевозчиками, самостоятельно выполняющими прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе посредством электронной информационной системы, согласно пункту 162 Правил - информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси в виде электронного документа по форме согласно приложению 6 Правил;
- владельцами электронных информационных систем, согласно пункту 163 Правил - информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы, представляемой владельцем данной системы, по форме согласно приложению 7 Правил.
С учетом изложенного, вышеуказанная информация за 1 квартал 2024 года по формам, установленным Правилами в редакции постановления №873 должна быть представлена в виде электронного документа в инспекцию МНС по Гродненской области (код инспекции - 501) не позднее 22 апреля 2024 года.
Новые структура и формат информации, представляемой в налоговые органы с 1 апреля 2024 года, утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2023 №38, которое в настоящее время проходит обязательную юридическую экспертизу.

Консультация по вопросам представления информации осуществляется  в  инспекции МНС  по  Гродненской области по телефону 8 0152 453015. 

Изменения по налогу на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей.

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Сморгонскому району в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 327-З) разъясняет следующее.
С 1 января 2024г. индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
При этом сохраняется обязанность исчислить и уплатить НДС в 2024г., а также представить декларации по НДС в случаях:
излишнего предъявления сумм НДС продавцом в электронных счетах-фактурах и первичных учетных документах (п.7 ст.129 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК);
определения момента фактической реализации в 2023 г. по принципу оплаты (п.1 ст.140 НК в ред., действовавшей в 2023 г.) и его наступления после 01.01.2024;
поступления после 31 декабря 2023 г. сумм, увеличивающих налоговую базу НДС за период, в котором индивидуальный предприниматель являлся плательщиком НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
возникновения с 1 января 2024 г. сумм разниц, уменьшающих (увеличивающих) налоговую базу по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отгруженным (выполненным, оказанным), переданным до 1 января 2024 г.
Также, как и ранее, индивидуальные предприниматели:
исчисляют и уплачивают НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь и (или) возникновении иных обстоятельств, с наличием которых НК и (или) таможенное законодательство, международные договоры Республики Беларусь, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают возникновение обязанности по уплате НДС (п.п.1.2 п.1 ст.115 НК);
исполняют обязанность по исчислению и уплате НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, иностранными индивидуальными предпринимателями (ст.114 НК).
У индивидуальных предпринимателей не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, и признаваемые налоговыми вычетами до 1 января 2024 г., но не принятые к вычету до 1 января 2024 г.
Указанные суммы НДС в 2024 г. относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, или включаются в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог).
Исходя из изложенного, суммы налоговых вычетов по НДС, не принятые к вычету на конец 2023 г., то есть суммы НДС, подлежащие отражению индивидуальными предпринимателями в пункте 11 «Суммы НДС, не принятые к вычету на конец отчетного периода» раздела IV «Другие сведения» части I «Расчет суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав» налоговой декларации (расчета) по НДС, представленной за 12 месяцев 2023 г., по выбору плательщика в 2024 г. относятся на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, или включаются в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога. Вычету такие суммы не подлежат.
В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных) до 1 января 2024 г., но суммы НДС по которым признаются налоговыми вычетами с 1 января 2024 г., индивидуальные предприниматели применяют нормы законодательства, действовавшего до 1 января 2024 г.
Так, в 2024 г. к вычету могут быть приняты суммы НДС, которые были предъявлены индивидуальному предпринимателю до 1 января 2024 г., но признаются налоговыми вычетами с 1 января 2024 г. (например подписанные электронной цифровой подписью электронные счета-фактуры в январе 2024 г.) при возникновении обязанности по исчислению НДС в отношении товаров, отгруженных до 1 января 2024 г., но момент фактической реализации которых наступил с 1 января 2024 г. (например, поступила оплата от покупателя (заказчика), или прошло 60 дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав).
При этом вычет сумм НДС производится:
в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, при реализации которых налогообложение НДС осуществляется по ставке в размере двадцать (20) процентов (п.п.1.1 п.1 ст.133 НК);
в полном объеме - по товарам (работам, услугам), при реализации которых налогообложение НДС осуществляется по ставке в размере ноль (0) или десять (10) процентов (п.п.27.1, 27.2 п.27 ст.133 НК).


Новшества в сфере применения кассового оборудования и платежных терминалов

        Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разместило комментарии к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 712/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». 
       Так, с 1 июля 2025 года сокращается перечень случаев, при которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) карточных платежных терминалов;  расширяется перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны использовать платежные терминалы, определенный приложением 11 к постановлению № 924/16. 
         Предусматривается совершенствование порядка приема средств платежа с использованием торговых автоматов на территории Республики Беларусь. 
Подробнее с данной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь nalog.gov.by : Главная – Разъяснения и комментарии.

Неуплата налогов при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобилями – такси и привлечение работников без оформления трудовой деятельности

    Полнота уплаты налогов в сфере пассажирских перевозок автомобилями – такси, в частности, с использованием приложения Uber/Yandex, находится на постоянном контроле налоговых органов. Используя информационные технологии, проводится дистанционный контроль, по результатам которого систематически устанавливается ряд нарушений (не представление налоговых деклараций, неполное декларирование выручки, полученной от оказания услуг, неисполнение налоговых обязательств, «зарплата в конвертах»).
      Инспекцией МНС по Сморгонскому району на территории Ошмянского района в ходе проведения контрольных мероприятий в мае 2023 года был выявлен гражданин, оказывающий услуги такси без государственной регистрации в качестве индивидуального 
предпринимателя. В итоге автомобиль арестован, наложен административный штраф в сумме 40 БВ.
       За текущий период 2023 года инспекцией привлечены к административной ответственности 6 водителей такси.
 В автомобиле такси должен быть установлен кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов.Если пассажир рассчитывается в такси, то водитель должен провести сумму оплаты через кассовое оборудование и карточный платежный терминал (при расчете карточкой), а также выдать пассажиру платежный документ. 
    Одним из существенных нарушений является то, что индивидуальные предприниматели и организации, оказывающие услуги такси, «забывают» о своих обязанностях налогового агента по перечислению подоходного налога с выплаченной водителям заработной платы, в результате чего, после проведения контрольных мероприятий налоговым органом, им придется уплатить в бюджет за счет собственных средств подоходный налог по повышенной ставке в размере 20, по выданной «в конвертах» зарплате неучтенным водителям.
Водители, в свою очередь, абсолютно не задумываются о своем будущем, когда при расчете пенсии, отпускных, пособий, при получении кредита узнают о своей недостаточной расчетной платежеспособности. 
Будет ли такая перспектива радужной для них? Об этом нужно подумать уже сегодня, также как и работодателям и «нелегалам» - об административной и уголовной ответственности.

Вниманию субъектов хозяйствования! Розничная торговля нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения – лицензируемый вид деятельности 

Законом Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» с 01.01.2023 введено лицензирование розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения, в том числе находящимися в электронных системах курения.Законом о лицензировании предусмотрены переходные положения в отношении тех субъектов, которые ранее осуществляли розничную торговлю нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения. Такие юридические лица и 
индивидуальные предприниматели вправе продолжить эту деятельность без лицензии до 01.07.2023. 
В дальнейшем они должны получить лицензию на осуществление розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями,нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем.
Субъекты хозяйствования, имевшие на 01.01.2023 специальное разрешение (лицензию) на осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями с указанием составляющей лицензируемую деятельность услуги «розничная торговля 
табачными изделиями», осуществлявшие розничную торговлю нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, вправе продолжить осуществлять эту деятельность при условии направления в лицензирующий орган до 
01.07.2023 уведомления по форме, определенной постановлением МАРТ № 76.
Заместитель начальника инспекции Т.А.Писарец

Неуплата налогов при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобилями – такси и привлечение работников без оформления трудовой деятельности

    Полнота уплаты налогов в сфере пассажирских перевозок автомобилями – такси, в частности, с использованием приложения Uber/Yandex, находится на постоянном контроле налоговых органов. 
Используя информационные технологии, проводится дистанционный контроль, по результатам которого систематически устанавливается ряд нарушений (не представление налоговых деклараций, неполное декларирование выручки, полученной от оказания услуг, неисполнение 
налоговых обязательств, «зарплата в конвертах»).
    Инспекцией МНС по Сморгонскому району на территории Ошмянского района в ходе проведения контрольных мероприятий в мае 2023 года был выявлен гражданин, оказывающий услуги такси без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В итоге автомобиль арестован, наложен административный штраф в сумме 40 БВ.
За текущий период 2023 года инспекцией привлечены к административной ответственности 6 водителей такси.
В автомобиле такси должен быть установлен кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов.
Если пассажир рассчитывается в такси, то водитель должен провести сумму оплаты через кассовое оборудование и карточный платежный терминал (при расчете карточкой), а также выдать пассажиру платежный документ. 
  Одним из существенных нарушений является то, что индивидуальные предприниматели и организации, оказывающие услуги такси, «забывают» о своих обязанностях налогового агента по перечислению подоходного налога с выплаченной водителям заработной платы, в результате чего, после проведения контрольных мероприятий налоговым органом, им придется уплатить в бюджет за счет собственных средств подоходный налог по повышенной ставке в размере 20, по выданной «в конвертах» зарплате неучтенным водителям.
    Водители, в свою очередь, абсолютно не задумываются о своем будущем, когда при расчете пенсии, отпускных, пособий, при получении кредита узнают о своей недостаточной расчетной платежеспособности. 
Будет ли такая перспектива радужной для них? Об этом нужно подумать уже сегодня, также как и работодателям и «нелегалам» - об административной и уголовной ответственности.

О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Сморгонскому району в связи с поступающими вопросами индивидуальных предпринимателей о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, приобретенных ими на территории Российской Федерации на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и оплаченных в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, разъясняет следующие нормы налогового законодательства.
  При ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115,  пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в г.Астане 29.05.2014).
Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), договор, на основании которого был приобретен импортированный товар,  документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь. При этом документ, подтверждающий оплату, произведенную в безналичной форме посредством банковских платежных карточек индивидуальным предпринимателем продавцу за ввозимые товары, в перечне документов, представляемых плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, не поименован.
Учитывая изложенное, при импорте товаров, в том числе оплаченных в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором индивидуальным предпринимателем были импортированы товары, налоговую декларацию (расчет) по НДС, содержащую часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь», одновременно с заявлением и иными установленными Протоколом документами, оформленными с учетом специфики совершаемых хозяйственных операций, в том числе в части перемещения товаров между государствами.